Мы часто публикуем интервью с гонщиками, инженерами и представителями руководства, но материал, подготовленный пресс-службой Toyota, уникален - на вопросы отвечает врач команды...
Вопрос: Какова ваша роль в команде?
Рикардо Чекарелли: Я похож на семейного врача, путешествующего с командой, я решаю все профильные проблемы. У меня есть небольшая аптечка, я осматриваю сотрудников команды в случае болезни, и делаю всё, чтобы они могли вернуться к работе. Если возникает более серьёзная ситуация, я решаю, необходим ли визит в больницу или госпитализация, где остаюсь с пациентом, чтобы убедиться в надлежащем уходе.
Я слежу за профилактикой, готовлю специальный минеральный напиток и разношу его по боксам, чтобы сотрудники избежали обезвоживания. Моя цель в том, чтобы все были здоровы и могли выполнять свою работу - гонщик просто не может остаться в гостинице днем в воскресенье, чтобы отлежаться, как и остальные члены команды.
Вопрос: Вы работаете в тесном контакте с гонщиками, насколько велики требования к их физической форме?
Рикардо Чекарелли: В мире нет другого спорта, сравнимого с Формулой 1 по нагрузке на сердце. В напряженной атмосфере гонки сердце бьётся с частотой 180 ударов в минуту на протяжении полутора часов. Это огромная нагрузка, никакой другой спорт не даёт столь высокого ритма на продолжительном отрезке. Кроме того, мышцы шеи должны справляться с перегрузками, достаточно велика нагрузка на ноги и поясничный отдел. Обычный человек сможет проехать два-три круга за рулём Формулы 1, не более.
Вопрос: А что вы скажете о нагрузке на мозг?
Рикардо Чекарелли: Мышечная выносливость очень важна, но Формула 1 - это спорт, в котором мозг должен непрерывно принимать решения по ходу гонки. В теннисе есть перерывы между розыгрышами, в боксе судья останавливает поединок каждые три минуты, а в Формуле 1 такой возможности нет. Если сравнить работу мозга гонщика со средним человеком, разница будет велика.
Вопрос: Нагрузки в квалификации и гонке отличаются?
Рикардо Чекарелли: Конечно. В квалификации гонщик всегда на пределе, цена ошибки очень велика, и сердце бьётся на 50 ударов быстрее, чем во время гонки. Организм выполняет огромный объём работы, который можно выдержать лишь несколько минут, но не всю гонку.
Вопрос: Как на организм сотрудников команды и гонщиков влияют высокие температуры?
Рикардо Чекарелли: Когда у вас поднимается температура, вы чувствуете слабость - организм не работает должным образом. Как и с машиной - мотор перегревается, эффективность падает. Если вы работаете или выступаете при жаркой погоде, к примеру - в Бахрейне, организм перегревается, температура повышается, а от этого страдает мозг, мышцы, время реакции. Выделяя пот, организм охлаждается, вы теряете много жидкости, что тоже ослабляет организм.
Вопрос: Как на организме сказывается потеря жидкости?
Рикардо Чекарелли: Потеря 2% массы тела в виде жидкости серьёзно снижает физический и психический тонус, для веса в 60 кг это всего лишь литр пота, а за гонку гонщик теряет до трёх килограмм. При потере 4% веса организм на 40% теряет эффективность, так что в жарких условиях гонки, если не предпринимать специальных мер, это мгновенно скажется на результатах.
Вопрос: Что вы делаете, чтобы уменьшить этот эффект?
Рикардо Чекарелли: Небольшие коррективы, если свести их вместе, могут дать большой эффект. Прежде всего, нужно пить много жидкости и всегда иметь с собой небольшую бутылочку. Я говорю о воде, в которую можно добавить минералы. Во-вторых, нужно быть максимально осторожным с пищей, больше употреблять овощей и фруктов. Наконец, перед стартом гонщику нужно охладиться - положить в шлем пакет со льдом, ботинки поставить в холодильник, чтобы он не садился в машину перегретым.
Вопрос: Если гонщик не до конца здоров, как это сказывается на результатах?
Рикардо Чекарелли: Этот эффект не всегда легко оценить. До работы с Toyota я видел гонщика, который вышел на старт после тяжелой четырёхдневной инфекции, потерял много жидкости и чувствовал себя очень плохо. После финиша он сказал мне, что несколько раз едва не отключился, но финишировал в шестёрке лучших благодаря хорошей машине. Заболев, хорошо подготовленный гонщик потеряет от четырёх десятых до полсекунды на круге.